ЗРЕЛИЩА

ЗРЕЛИЩА
ЗРЕЛИЩА, представляют особый вид восприятий, специально рассчитанный на вызывание соответствующих эмоциональных переживаний. 3. известны человечеству с самых ранних периодов его исторического развития, являясь по существу сначала результатом ряда безусловных рефлексов, а затем уже приобретая условное значение. В зависимости от культурного уровня того или иного народа, его социально-экономических и этнографических особенностей 3. стоят на соответствующей высоте. Подчас они играли видную роль в политической жизни; так, известное требование римской толпы— «хлеба и зрелищ!»—показывает, что правящие классы, с целью держать в повиновении огромные массы безработного люда, не только выдавали им довольствие из государственных хлебных складов, но также стремились поддерживать их настроение организацией общественных зрелищ. К зрелищам нужно отнести не только восприятия, вызываемые зрительными ощущениями, но и восприятия слуховые, поскольку они сопровождают или вызывают зрительные. Т. о. сюда входят различные типы театров (комедия, драма, опера, оперетта, мюзик-холл), цирк, кино, концерты и т. д.— Благодаря различным эмоциональным переживаниям, которые вызываются 3., последние имеют большое психологическое значение и могут являться факторами политического и эстетического воспитания, агентами, возбуждающими, угнетающими или успокаивающими человеческую психику. Парады, демонстрации, массовые физкультурные упражнения, различные виды публичных игр, а также похоронные шествия и стихийные бедствия (пожары, наводнения и т. д.) могут также явиться примерами 3. эпизодического характера. Как на примеры отрицательного характера можно указать на бои быков, петушиные бои; кроме того тяжелое впечатление, вызывающее нездоровые инстинкты, часто производят бокс и различных видов борьба. С точки зрения невро-психической гигиены 3. используются как моменты отвлечения для фиксированных настроений, депрессивного состояния, угнетенности и т. п., и в этом случае большое значение имеет выбор 3., так как при неудачном выборе может наступить реак- ция, еще более усугубляющая первоначальное состояние. Личное удовлетворение данным 3. уже является благоприятным для психики эффектом.—Особое значение приобретают 3. в смысле их влияния на растущий организм. Принимая во внимание большую впечатлительность и ля-бильность детской психики, 3. могут оказать травматизирующее влияние на детей различных возрастных групп. Поэтому осторожный выбор того или иного вида 3., рациональная дозировка и педагогическое использование воспринятого должны явиться предпосылкой для применения 3. в воспитании детей. Противопоказанными зрелища являются для лиц с острым реактивным состоянием или в других отдельных случаях— по заключениям врачей-специалистов. По отношению к детям, особенно низших возрастных групп, противопоказание является более широким и особенно зависит от степени впечатлительности и учета последующих реакций в связи с 3. (См. также Кинематография В медицине.) Л. bpj си л овский- Помещения для зрелищ. Устройство и оборудование помещений для зрелищ должны удовлетворять определенным санитарным требованиям. Здесь следует рассмотреть три вида зрелищных предприятий—театр, кино и цирк,—Требования к устройству которых могут быть объединены. Все санитарные требования к зрелищным предприятиям должны быть согласованы не только с техническими требованиями и нормами, но и с требованиями пожарной охраны, к-рые являются едва ли не основными в сооружении и эксплоатации зрелищных предприятий и несоблюдение к-рых может повлечь за собой тяжелые катастрофы с большим числом жертв вследствие возникающей обычно при этом паники. Значительная часть существующих в наст, время зрелищных предприятий, особенно—занимающих не специально построенные, а лишь приспособленные здания, не удовлетворяет требованиям пожарной безопасности, технического и сан. благоустройства. Объясняется это следующим: 1) большинство зрелищных сооружений было выстроено до 1917 г., и строились они частными лицами, имевшими в виду преимущественно извлечение прибыли; 2) отсталостью строительной техники в этом деле, далеко отставшей от техники самого театрального искусства, хотя и вызывающей целый переворот в театральном деле, но отражающейся почти исключительно в изменении оборудования сцены (вертящаяся сцена, площадки, конструктивные декорации, механизация)^) отсутствием твердо установленных норм как технических, так и санитарных. — После Октябрьской революции спрос на 3. всякого рода резко возрос со стороны широких масс населения, число же специальных зрелищных помещений увеличивается пока еще недостаточно. Отсутствие норм и законодательных указаний в этой области сказывается попрежнему, и заполнение этого пробела составляет одну из очередных задач санитарно-технической мысли. Зрелищные предприятия должны устраиваться преимущественно в каменных зданиях. Деревянные здания допускаются лишь одноэтажные. Подвалы и полуподвалы для зрелищных предприятий не следует допускать как по санитарным, так и по противопожарным соображениям. В случае устройства зрелищного предприятия в части каменного дома, оно должно быть отделено от остальной части здания брандмауерами и несгораемыми перекрытиями. Соединение зрелищных предприятий с другими помещениями в деревянных строениях не должно допускаться. Зрелищные предприятия должны строиться с соблюдением разрывов с соседними зданиями со всех сторон, достаточных для быстрого выпуска публики и работы пожарных. Разрывы определяются высотой зданий, но не должны быть менее 11 м.—В естибюль, входы и выходы. Вестибюль должен быть достаточно просторным. В вестибюле обычно располагаются кассы, к-рые должны быть обеспечены вентиляцией и по возможности дневным освещением. Число выходов и размеры их должны соответствовать числу зрительных мест, причем для кино принимается в расчет двойное число зрителей (присутствующие на сеансе и ожидающие в фойе). Считается, что на каждые 100 человек должно приходиться не менее 1 м ширины лестницы и выходов, однако лестницы и выходы не должны быть уже 1,5 jh. Все выходы должны свободно открываться наружу. Запасные выходы должны иметь освещенные надписи, не должны запираться во время присутствия публики. Освещение выходов должно иметь другой источник энергии, чем общая осветительная сеть. В крайнем случае допускаются для этой цели фонари со свечами. Лестницы не должны содержать более 16 ступеней в марше. Ступени не должны забегать, сами марши и лестничные клетки должны быть из несгораемого материала. Переходы из одного помещения в другое не должны иметь порогов, ступеней, к-рые при разнице уровней заменяются пандусами.— Гардероб является обязательной частью в зрелищном предприятии. Помещение его должно быть просторным, светлым и доступным проветриванию (1 м длины прилавка и 3,5 л длины вешалок на каждые 20 мест). При расчете зрительного зала площадь принимается по 0,5 м2 на 1 человека. Высота зала не должна быть менее 3,5 м, причем при устройстве мест амфитеатром пото- лок не должен быть ниже В м от заднего ряда амфитеатра или верхнего яруса. Расстояние по вертикали (высота) между отдельными ярусами не должно быть ниже 2,5 м, считая от заднего ряда. Места должны быть прочно прикреплены к полу и располагаться по следующим нормам: ширина сиденья 0,5 -ж, расстояние между рядами 0,8 м при откидных сиденьях и 0,9 м при неподвижных. Проходы, ведущие к выходу, должны иметь ширину не менее 1,5 м, причем сиденья не должны быть удалены от выхода далее 15-го места в деревянных и 20-го места в каменных зданиях.—Каждый ярус зрительного зала следует обеспечить фойе, размеры которого должны равняться площади обслуживаемой им части зрительного зала; фойе должны быть светлыми и доступными проветриванию.—Б у-фет должен по возможности устраиваться в отдельных помещениях. В случае устройства его в фойе установка столиков не должна допускаться. Хранение продуктов должно удовлетворять обычным санитарным требованиям.—К урительная устраивается в месте, достаточно изолированном от остальных помещений, и снабжается мощной вытяжной вентиляцией. Стены окрашиваются светлой краской; мягкая мебель, портьеры не должны допускаться. Курительная должна быть обеспечена естественным освещением и приспособлениями для проветривания.—У борные для публики должны быть устроены в канализованных районах в виде ватер-клозетов,ав неканализован-ных—в виде люфт-клозетов. Число очков не менее 1 на 100 человек.—С цена должна быть отгорожена несгораемыми стенами и перекрытиями со всех сторон, в том числе и от зрительного зала. Крайне желательно устройство несгораемого занавеса (железо, асбест) или водяной завесы для отделения сцены во время пожара. Проходы со сцены в остальные помещения должны быть оборудованы дверями с изоляцией от огня (железо по войлоку). В крыше сцены должны иметься вытяжки для направления тяги во время пожара от зрительного зала. Сцена, трюм и все помещения для работников сцены должны быть обеспечены выходами. Уборные артистов должны быть светлыми, доступными проветриванию.—М астерские должны удовлетворять всем требованиям, предъявляемым мастерским соответств. рода: малярным, столярным, портновским и парикмахерским, с отступлением в сторону понижения норм в случае пребывания в них рабочих более короткое время.—В цирках к указанным помещениям прибавляются конюшни, устройство которых должно удовлетворять обычным требованиям, и арена, песок к-рой должен регулярно очищаться и сменяться. Освещение зрелищных помещений следует устраивать электрическое. Все зрелищные предприятия должны быть обеспечены искусственной приточно - вытяжной вентиляцией. Наилучшей системой отопления является центральное водяное. По нормам Павловского, Морена, Риче-ля и др. вентиляция должна обеспечить в 1 час на 1 человека 20—30 м3 воздуха, должна быть 15—16°. Нужно иметь в виду, что в зрительных помещениях как правило t° к концу спектакля повышается очень сильно (до 26°), что иногда маскирует другие стороны порчи воздуха. Напр. количество водяных паров в воздухе сильно возрастает, между тем относительная влажность остается почти стабильной или даже понижается. Колич. С02 повышается очень значительно (по исследованиям Московского санитарного института им. Эрисмана—до 2,5—З,0°/Оо)-Вентиляция должна не только давать достаточный обмен в зрительном зале, но удерживать температуру воздуха в пределах нормы и обеспечивать вентилирование других помещений театра. Исследования театров Москвы показали колоссальное загрязнение воздуха пылью и микроорганизмами. По исследованиям Московского санит. института им. Эрисмана количество пыли в некоторых помещениях театра (сцена, зрительный зал) к концу спектакля повышалось до 5,3 мг на 1 м3, а микроорганизмов было обнаружено в одном случае в том же объеме воздуха 120.000 на сцене и до 25.000 в зрительном зале. Эти данные указывают на недостаточную уборку помещений. В целях борьбы с пылью мебель должна быть гладкая, крашеная, обитая исключительно клеенкой, ковры, портьеры должны быть изъяты из употребления. Уборка помещений должна производиться по возможности пылесосом, а за неимением такового—влажным способом. Дезинфекция зрительных помещений весьма желательна, но в виду размеров помещений крайне затруднительна и должна компенсироваться ежедневной тщательной механической очисткой. Все конструкции сцены, а, в особенности аппараты в цирках, должны быть оборудованы так, чтобы всякаявозмож-ность несчастных случаев была исключена. В театрах желательно, а в цирках обязательно дежурство врача для подачи первой помощи.—Для охраны труда работников сцены рекомендуется устройство душей, комнат для отдыха, снабжение их прозодеждой, урегулирование питания, дезинфекция париков , костюмов, исследование грима и косметических средств.—В кино наибольшую опасность в пожарном отношении представляют будки, в которых находится аппарат. Будки должны находиться вне зрительного зала и должны быть сделаны целиком из несгораемого материала. Двери должны быть обиты железом по войлоку или асбесту, свободно открываться наружу или в помещения, в к-рых не находится публика. Размеры будок: площадь не менее 4 ж2 и объем не менее 10 м3. Над аппаратом должна иметься вытяжная труба, сделанная из несгораемого материала. Кроме того необходимо обеспечить и приток воздуха. В зрительный зал не должно быть более двух отверстий, защищенных несгораемыми задвижками. В будке не должно быть никакого огня, топок и ничего лишнего, особенно—горючего, кроме демонстрируемой киноленты. ■Лит: Горбов В. и Коварский М., Московские театры в санит. отл мнении, Гиг. и энид., 1929, X» 2; Технич. правила устр >нства зрелищных предприятий кинематографич. характера в г. М ,скве и Моск. губ., М., 1928; X р у с т а л е в А., К в просу о загрязнении и физ. состоянии воздуха в моек. обществ, зданиях,местах заключения и частных квартирах, Моск. мед. журл., 1924, № 1.        В. Горбов.

Большая медицинская энциклопедия. 1970.

Игры ⚽ Нужно сделать НИР?

Полезное


Смотреть что такое "ЗРЕЛИЩА" в других словарях:

  • Зрелища — в глубокой древности находились в тесной связи с богослужением, которое было обыкновенно драматическим выражением религиозного чувства; в древн. Греции и Риме они играли видную роль в общественной жизни (см. Игры). Связь З. с религией сохранилась …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • зрелища — ▲ зрительная картина ↑ вызывающий (что), интересоваться зрелище зрительная картина, вызывающая интерес (спортивное #). зрелищный. зрелищность. |зритель. зевака. ротозей. бьеннале. ↓ фейерверк. бенгальские огни. культурное учреждение …   Идеографический словарь русского языка

  • Игры римские —    зрелища, к рые приурочивались в Др. Риме к гор. праздникам. И. р. делились на регулярные и устраиваемые по случаю. Среди регулярных И. самыми древ, были, по вид., Римские (Великие), к рые из дававшихся по обету становятся регулярными не… …   Античный мир. Словарь-справочник.

  • Режиссура — в кино, область профессиональной и творческой деятельности, направленной на эстетическую и смысловую организацию фильма как образного целого. Последовательно воплощая идейно художественный замысел этого целого, режиссура в кино осуществляется как …   Кино: Энциклопедический словарь

  • Балет —         (франц. ballet, от итал. balletto, от позднелат. ballo танцую) вид сценич. иск ва; спектакль, содержание к рого воплощается в муз. хореографич. образах. На основе общего драматургич. плана (сценария) Б. соединяет музыку, хореографию… …   Музыкальная энциклопедия

  • драма городская религиозная —         Драма на народном языке, явившаяся продуктом развития драмы литургической и сложившаяся в три крупные жанровые разновидности.         Миракль (фр. miracle, от лат. miraculum чудо) «ученый» жанр средневековой религиозной драмы. В миракле… …   Словарь средневековой культуры

  • Тропические леса и их Фауна —         Блистает лес красой богатой. Как некий новый, дивный мир.         До сих пор мы бродили по пустыне и ознакомились со степью; бросим теперь взгляд на леса внутренней Африки, которые можно назвать девственными лесами. Многие из них не… …   Жизнь животных

  • ЦЕЗАРЬ, Гай Юлий — Римский император в 49 44 гг. до Р.Х. Родоначальник ЮлиевКлавдиев. Род. ок. 100 г. до Р.Х., ум. 15 марта 44 г. до Р.Х. Цезарь родился в 100 г. до Р.Х. (или, по другим подсчетам, в 102 101 гг. до Р.Х.). Раннему началу его политической карьеры… …   Все монархи мира

  • Драма — Д. как поэтический род Происхождение Д. Восточная Д. Античная Д. Средневековая Д. Д. Ренессанса От Возрождения к классицизму Елизаветинская Д. Испанская Д. Классическая Д. Буржуазная Д. Ро …   Литературная энциклопедия

  • Пресса кинематографическая — (дореволюционная русская, советская). Русская пресса — появление русских периодических изданий по вопросам кино связано с возникновением и развитием отечественного кинопроизводства. Первый специализированный русский журнал «Сине Фоно» начал… …   Кино: Энциклопедический словарь


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»